Быть Вуди Алленом

Журнал «Psychologies» №122 (июльский номер за 2016 год) провёл мини-опрос: что же психологи думают о Вуди Аллене и его творчестве. Мне повезло оказаться в числе этих психологов. Целиком статью можно прочесть в бумажной версии журнала «Быть Вуди Алленом: что об этом думают психологи?», кратко — в электронной версии журнала.

Думаю, Вуди Аллен своим творчеством всегда исследует границы. Например, те, что отделяют субъект от объекта, «быть» кем-то от «владеть» чем-то. Например, в «Матч-пойнте» Крис так увлечен идеей сохранить свою семью и статус (владеть объектами), что убивает Нолу, к которой его тянет, потому что она угрожает этой стабильности (не выбирает быть любящим). Выбирает не быть тем, кто любит, но обладать высоким социальным статусом. Эта мысль удивляет меня саму, но что бы я ни видела в качестве работ Аллена, кажется связанным именно с этой неясной-неявной областью границ, будто сам феномен видится интересным, не понятым автором.
Другим примером исследования темы служит фильм «Жасмин». В нём главной героине так же важен социальный статус, а она внутри себя проводит границу, отделяя себя прежнюю, от той, какой хочет стать, — обеспеченной, успешной. Граница настолько сильна, что разные части героини названы по-разному. Не смотря на то, что с такой границей внутри трудно существовать, для героини губительно её наличие как и её отсутствие.

Частные случай того, что такое границы так же исследуются автором, например, границы свободной воли. В «Проклятии нефритового скорпиона» герои становятся объектами воздействия гипнотизера. Он заставляет двух детективов, мужчину и женщину, совершать кражи, а также влюбиться друг в друга, хотя до этого они проявляли взаимную неприязнь. Потом оказывается, что они и в самом деле влюблены, но только под воздействием внешней силы смогли открыть свои желания.
Управлять могут не только другие люди, но и идеи. Главный герой фильма «Иррациональный человек» подчиняется внешним стереотипам, идеям и представлениям, которые он принимает за свои ориентиры. Свободна ли его воля?

Странные герои Вуди Аллена обращены к нам самим, дают возможность и нам стать исследователями границ, существующих внутри. Что кажется странным, где пролегает область дозволенного для зрителя? Уже ранний фильм «Все, что вы всегда хотели знать о сексе» показывает, что для самого Аллена нет границ дозволенного, он готов ставить самые неудобные вопросы. Его персонаж напрямую обращается к зрителям. А уж как автор он делает это всегда. Его кино необычно. Мы привыкли к фильмам, где событийный ряд (встретились, появилась проблема, ее разрешили) заканчивается там же, где возник – на экране. А Вуди Аллен ставит вопросы, ответы на которые лежат по «нашу» сторону экрана. Что мы выберем: быть или владеть? Что нами движет: «хочу, чтоб было как в сказке» или готовность находить и проявлять свои желания и тем создавать жизнь?

Разговор со мной интересно провела и здорово записала Ольга Сульчинская.

РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ:

Добавить комментарий